СЛЁЗЫ РАДОСТИ И СЛЁЗЫ СКОРБИ: ХО ШИ МИН И В. И. ЛЕНИН
Надежда на новую жизнь
Седьмого ноября 2017 года мир отметил 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции – события,изменившего жизнь на нашей планете и давшего людям всех континентов надежду на счастье справедливого и человечного устройства общества.Всё это олицетворял Владимир Ильич Ленин. Он мог бы стать преуспевающим юристом, высокооплачиваемым чиновником, но предпочёл иной путь – служение людям, тем, кто каждый день работает, созидает жизнь, а не прожигает её, пребывая в праздности, бесстыдно присваивая себе результаты труда рабочих и крестьян и вынуждая их жить в ужасающей бедности и без какой-либо возможности развиваться и повышать уровень культуры.
Рабочие и крестьяне Европы и Северной Америки были очень бедны, ютились в тесных и грязных трущобах, не имели возможности содержательно и интересно отдыхать. А у народов Азии и Африки ко всему этому добавлялась ещё и унизительная зависимость от метрополий – стран Европы, безраздельно господствовавших на азиатском и африканском континентах и беззастенчиво вывозивших оттуда ресурсы и всё созданное трудом местных рабочих и крестьян. Именно в таких условиях в начале XX века жил талантливый, добрый, отзывчивый и трудолюбивый вьетнамский народ: люди своим упорным и тяжким, практически непосильным трудом в очень непростых природных условиях создавали материальные блага, но распоряжаться ими они не имели права – всё безвозвратно уходило во Францию, колонией которой в те времена был Вьетнам.
От Нгуен Шинь Кунга к Хо Ши Мину
Вьетнамцы – очень патриотичный народ, горячо любящий и ценящий свою Родину, гордящийся ей. Каждый гражданин этой замечательной страны мира с болью в сердце воспринимает все беды родной земли, чутко реагирует на несправедливость по отношению к ней и готов вступиться за неё, если её унижают, оскорбляют или попирают сапогом вражеской военной формы. Неудивительно, что во времена колониальной зависимости от Франции во Вьетнаме возникали освободительные движения. Но сбросить гнёт французов не удавалось: одних патриотических чувств для обретения свободы было недостаточно – нужна была чёткая, стройная методология борьбы, которая бы позволила с гарантией одержать победу. А ещё нужен был человек, который бы выработал эту методологию, взял на себя ответственность по претворению её в жизнь в условиях тяжелейшей и жесточайшей борьбы, возглавил бы национально-освободительное движение. Нужен был лидер. И он нашёлся. Его звали Нгуен Шинь Кунг. Став на революционный путь, он взял себе псевдоним Нгуен Ай Куок, что означало «Нгуен-патриот».А в мировую историю этот человек вошёл с именем Хо Ши Мин, то есть «Умудрённый».Верный путь борьбы был найден не сразу: этому предшествовал длительный период, долгий путь преображения – от Нгуен Шинь Кунга к Хо Ши Мину.
Есть люди, находящие своё счастье не в обретении личного благополучия, а в служении людям, отдающие себя без остатка делу улучшения условий жизни своего народа, заботящиеся о каждом человеке. Таким был Хо Ши Мин. Он обладал пытливым и острым умом, прекрасно учился и мог бы стать хорошим чиновником с неплохой зарплатой. Как и Владимир Ильич Ленин в России. Но доброе сердце и чуткая душа указывают Хо Ши Мину иную дорогу в жизни – служение своему родному вьетнамскому народу, поиск пути освобождения Родины от французских колонизаторов. Эта дорога – тернистая тропа на вершину крутой горы, к свободной жизни вьетнамцев, и такое восхождение связано с неминуемыми лишениями, с самоограничением и даже с самоотречением ради высокой цели. Хо Ши Мин без колебаний сделал свой осознанный выбор. Так же, как без тени сомнения сделать всё для свободной, счастливой, насыщенной и радостной жизни людей труда в юные годы решил Владимир Ильич Ленин, ради великой цели отказавшись от личного комфорта. И В. И. Ленин, и Хо Ши Мин были преданы своему делу, преданы людям, верили в успех и ради всего этого шли на риск, не щадили своих жизней, не помышляли даже о мельчайшей выгоде. Всё – для дела освобождения людей, создания новой,человечной и человеческой жизни!
Вода для жаждущего путника
Хо Ши Мин образно говорил, что для него и для других вьетнамских революционеров живительное влияние российской пролетарской революции «было подобно долгожданной воде для жаждущего путника, подобно рису, который насыщает и придаёт новые силы» (цитата по книге С. Афонина и Е. Кобелева «Товарищ Хо Ши Мин». Москва: Издательство политической литературы, 1980. С. 25). Это не красивые слова, не яркая метафора, а выстраданная мысль: вся жизнь Хо Ши Мина с самых юных лет была подчинена решению вопроса, как сделать народ Вьетнама свободным от французского господства. И долгое время вопрос этот казался неразрешимым. Но искренне стремящемуся к знанию и к достижению высокой цели человеку рано или поздно, пусть и не сразу, открывается путь реализации задуманного. Путеводной звездой в интеллектуальных исканиях Хо Ши Мина стали личность лидера российской Октябрьской революции В. И. Ленина и его учение. Будущий лидер вьетнамской освободительной революции узнал, что В. И. Ленин думает не только об освобождении народов своей страны от оков капиталистических социальных отношений, но и об избавлении угнетённых народов других стран от колониальной зависимости. Это было настоящим открытием! Хо Ши Мин осознал, что только объединение трудящихся людей колоний и метрополий в общей революционной борьбе сможет сделать свободными угнетённые европейцами народы Востока.
Слёзы радости
В 1920 году Хо Ши Мин ясно, очень чётко увидел путь, который приведёт его родной вьетнамский народ к долгожданной свободе. И свет нового знания принесли опубликованные в газете «Юманите» тезисы В. И. Ленина по национальному и колониальному вопросам, подготовленные для II конгресса Коминтерна. Это была первая ленинская работа, с которой познакомился Хо Ши Мин. В ней он нашёл ответ на главный вопрос всей своей жизни, как же освободить вьетнамский народ от колонизаторов, как сделать его счастливым. Тесное объединение народов колоний и метрополий в борьбе с эксплуататорскими классами. Помощь коммунистических партий метрополий национально-освободительным движениям в колониях. Вот он – путь, по которому вьетнамский народ пойдёт к свободе! «Как это меня взволновало, согрело, просветило, убедило! Я даже заплакал от радости <…> С этого момента я полностью встал на сторону Ленина и III Интернационала!» – вспоминал Хо Ши Мин (цитата по книге С. Афонина и Е. Кобелева «Товарищ Хо Ши Мин». Москва: Издательство политической литературы, 1980. С. 34).
Революция – дело широких масс самой колонии. Только коммунистическая партия, партия рабочего класса, сможет руководить национально-освободительной борьбой и привести её к победе. Идейная основа национально-освободительного движения – учение марксизма-ленинизма. Это было принципиально новое слово в истории вьетнамского национально-освободительного движения и политическое кредо его лидера – Хо Ши Мина.
Слёзы скорби
В 1923 году Хо Ши Мин приехал в Советскую Россию, в Москву, на работу в Коминтерн.На вопрос пограничника о цели приезда он сразу ответил: «Я хотел бы прежде всего увидеть Ленина».
На родине первой увенчавшейся победой социалистической революции все мысли Хо Ши Мина были о Ленине, и радость от жизни в социалистической стране омрачалась тяжёлыми переживаниями о состоянии здоровья её лидера.
Хо Ши Мин страстно желал увидеться с Лениным, но, увы, этой мечте было не суждено воплотиться в реальность: 21 января 1924 года Владимир Ильич Ленин ушёл из жизни. Впоследствии Хо Ши Мин вспоминал: «Нас охватила безмерная скорбь. Ленин умер!
Мне так и не довелось встретиться с Лениным, и это было самой большой горестью в моей жизни…» (цитата по книге С. Афонина и Е. Кобелева «Товарищ Хо Ши Мин». Москва: Издательство политической литературы, 1980. С. 49).
Лидер вьетнамского национально-освободительного движения был в числе первых коминтерновцев, пришедших к Колонному залу Дома Союзов проводить В. И. Ленина в последний путь.На лютом морозе и без тёплой одежды Хо Ши Мин несколько часов простоял в траурной процессии. К вечеру он вернулся в номер гостиницы, в которой жил в Москве, с обмороженными лицом и ногами. Но и там стояла такая стужа, что даже замёрзли чернила на столе. Хо Ши Мин развёл чернила водой и принялся писать статью о Владимире Ильиче Ленине. А по щекам этого настоящего мужчины, бойца по духу и по образу жизни, катились слёзы! Слёзы скорби. Мир потерял настоящего человека, служившего людям. Статья была написана.Она увидела свет на страницах газеты «Правда» 27 января 1924 года.
Хо Ши Мин подчёркивал, что угнетённые жители колоний видели в В. И. Ленине своего освободителя, что лидер Октябрьской революции открыл новую, подлинно революционную эпоху в странах с колониальной зависимостью, что он показал зависимым народам путь освобождения, избавив их от предрассудка, будто социалистическое учение – это очередная уловка белых людей с целью закабалить народы Востока, что он избавил народы Европы и Америки от многих заблуждений в отношении угнетённых колонизаторами людей Азии и Африки.
Помня о Ленине
Лидер вьетнамского освободительного движения с удвоенной энергией читает труды В. И. Ленина, воспоминания его соратников и расспрашивает о Ленине работавших с ним людей.
В день второй годовщины смерти лидера Октябрьской революции Хо Ши Мин публикует в газете «Гудок» статью, в которой размышляет о международном значении идей ленинизма.
Для Хо Ши Мина большое значение имели нравственные качества В. И. Ленина: человечность, скромность, доброта. Лидер вьетнамского революционного движения подчёркивает, что В. И. Ленин внимательно, заботливо относился к представителям угнетённых колонизаторами народов Востока, вникал в самую сложную специфику их революционной работы.
В апреле 1955 года Хо Ши Мин посетил музей «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле» и в Книге записей впечатлений оставил такие слова: «Ленин – великий учитель пролетарской революции. Он – человек самой высокой морали, который учит нас трудолюбию, экономии, чистоте, прямоте. Вечно бессмертен Ленин» (цитата по книге С. Афонина и Е. Кобелева «Товарищ Хо Ши Мин». Москва: Издательство политической литературы, 1980. С. 195).
В интервью корреспонденту газеты «Юманите» по случаю 100-летия В. И. Ленина Хо Ши Мин сказал: «В глазах народов Востока Ленин не только вождь, руководитель. Он человек огромной притягательной силы. Презрение к роскоши, чистота личной жизни, простота и душевное благородство Ленина привлекают наши сердца, и ничто не остановит этого влечения. Наше уважение к Ленину – это сыновнее уважение, что считается в нашей стране одним из основных достоинств. Для нас, людей, испытавших муки и пренебрежение, Ленин – воплощение подлинного братства» (цитата по книге С. Афонина и Е. Кобелева «Товарищ Хо Ши Мин». Москва: Издательство политической литературы,1980. С. 53).
В. И. Ленина и Хо Ши Мина объединяет масштабная роль в истории: лидер российской социалистической революции указал путь освобождения народам всех стран мира, и лидер вьетнамского национально-освободительного движения проложил дорогу свободы всем народам Индокитая, а не только своим соотечественникам.
Долгое движение к цели
Всю свою жизнь Хо Ши Мин посвятил борьбе за свободу вьетнамского народа. Его титанические усилия увенчались успехом, но это произошло только в 1950 году: Демократическая Республика Вьетнам, по словам Хо Ши Мина, стала «равноправным государством великой семьи всемирного лагеря демократии». Первым, кто признал ДРВ, был Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Но до полной победы сил независимости было ещё далеко: долгожданный мир на многострадальной вьетнамской земле воцарился только в 1975 году.
В XXI веке
Хо Ши Мин – национальный герой Вьетнама, и его современные жители, люди всех возрастов, с величайшим почтением относятся к первому президенту независимого, по-настоящему свободного Вьетнама, чтят память о нём, посещают Мавзолей, в котором покоится тело великого сына вьетнамского народа, человека, пожертвовавшего всем для обретения свободы своей родной землёй.
Чтят Хо Ши Мина и в России, которую он любил всем сердцем и искренним другом которой оставался до своих последних дней: в Москве есть Площадь Хо Ши Мина, на которой возвышается памятник пламенному борцу за независимость вьетнамского народа и первому президенту свободного Вьетнама. Кажется, что и сейчас Хо Ши Мин говорит с нами:
«Нет ничего дороже независимости, свободы».
Это написано у подножия памятника. Прекрасные, очень полезные в наши дни слова мудрого человека…
А дружба России и Вьетнама крепнет год от года, и Хо Ши Мин, безусловно, был бы этому очень рад: вьетнамские студенты учатся в России, расширяются контакты двух наших стран в сфере политики, экономики, культуры.
В знак благодарности Хо Ши Мину и В. И. Ленину вьетнамские студенты, обучающиеся в Москве, приходят к памятнику своему великому соотечественнику и посещают Мавзолей основателя Советской России – государства нового типа, основной идеей которого было уважение к человеку труда и забота о нём.
Дмитрий Анатольевич Парамонов, доктор филологических наук