6 апреля в Ассамблее народов Евразии прошел международный круглый стол «Большое Евразийское партнёрство. Роль Вьетнама в формировании новых стратегических инициатив».
С приветственным словом выступил Генеральный секретарь Ассамблеи, БЕЛЬЯНИНОВ А.Ю.
На круглом столе обсуждались следующие вопросы:
- Анализ возможностей гармонизации проектов и инициатив в рамках идеи «соразвития» государств континента;
- Выработка гибких организационных механизмов в условиях дефицита резерва для наращивания партнерских отношений. Агенты новых стратегий;
- Обсуждение механизмов многопланового торгово-экономического взаимодействия на уровне малого и среднего бизнеса. Долгосрочное сотрудничество в области обмена опыта и лучшими практиками по основным направления развития МСБ. Обмен практиками подготовки кадров.
- Развитие экспортного потенциала МСБ как эффективного инструмента продвижения региональной интеграции;
- Мониторинг стратегических импровизаций (гибкости, возможностей оперативного внесения межведомственных изменений);
- Общественная дипломатия как основа для сохранения общей атмосферы партнерства и формирования имиджа сближения.
В круглом столе приняли участие: г-жа Нгуен Фыонг Нга, Заместитель министра иностранных дел СРВ; председатель Союза обществ дружбы Вьетнама, Глазьев Сергей Юрьевич-министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике евразийской экономической комиссии; г-жа Нгуен Куинь Май-советник-посланник Посольства СРВ в РФ; Очирова Александра Васильевна — посол доброй воли ЮНЕСКО, зам.генерального секретаря АНЕ.
СПИКЕРЫ:
- Г-Н ХАРИНОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ-торговый представитель Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам
- Г-Н НГУЕН ТУАН ХАЙ-начальник отдела международных отношений Торгово-промышленной Палаты СРВ
- Г-Н ШЕГИРБАЕВ ОЖЕТ АМИРБЕКОВИЧ-директор департамента маркетинга и электронной коммерции АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» при Министерстве торговли Казахстана
- Г-Н ТО НГОК ХЫНГ-Президент университета Хоа Бинь. профессор,д.э.н., Народный учитель, Зам.Генерального секретаря АНЕ
- Г-Н НГУЕН ДИНЬ ДЫК -проф. д.т.н. Начальник Управления образовательных работ, Председатель Общества вьетнамо-российской дружбы Вьетнамского государственного университета, Ханой
- Г-Н ТОЛМАЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ–проф., д.э.н., зав. кафедрой Мировой экономики и международных экономических отношений Дипломатической академии МИД России
- Г-Н ТРОФИМЧУК ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ-председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей»
- Г-ЖА ТО ТХИ ТУИЕТ КХАНЬ–к.ю.н, Представитель Банковской академии Вьетнама в РФ, Советник Первого заместителя Генерального секретаря АНЕ
- Г-ЖА БУДАРИНА РЕГИНА АЛЕКСАНДРОВНА-зам. Председателя Ассоциации «Общество российско-вьетнамской дружбы»
- Г-Н НГУЕН КУОК ХУНГ –Член президиума Фонда содействия развитию русско-вьетнамского сотрудничества «Традиции и дружба»
- Г-Н ВЛАСОВ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ-заместитель проректора по международным отношениям, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), представитель Российской Федерации в Рабочей группе по развитию человеческих ресурсов АТЭС (Образовательная сеть EDNET)
- Г-Н КОРОЛЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ-к.п.н., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет Мировой экономики и мировой политики.
ЕАЭС, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, подписал Соглашение о Зоне свободной торговли с Вьетнамом в мае 2015 года, с 5 октября 2016 года Соглашение начало действовать, и Вьетнам является первым и единственным внешним партнером ЕАЭС до октября 2019 года, когда Сингапур решил следовать примеру Вьетнама.
Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом подразумевает обнуление импортных пошлин на 98% тарифных линий, унификацию мер таможенного регистрирования, упрощение доступа производителей стран ЕАЭС на рынок государственных закупок Вьетнама.
По состоянию на 2020 г. отменены 2/3 импортных пошлин, оставшиеся будут обнулены в течение 10 лет.
Доля Вьетнама во внешней торговле ЕАЭС после вступления в силу ЗСТ выросла незначительно — с 0,81 до 0,93% – очень скромный показатель по сравнению с другими партнерами ЕАЭС.
Даже 2019 год, объявленный годом Вьетнама в России и России во Вьетнаме, не принес ожидаемого роста.
А 2020 год, как это ни парадоксально, дал гораздо более динамичную статистику. Не в последнюю очередь благодаря открытию вьетнамского рынка для российских экспортеров мяса. Также с начала прошлого года Вьетнам увеличил закупки в России солодового экстракта (в 1,7 раза до $7 млн) подсолнечного масла (в 2,4 раза до $4,3 млн), говядины (на 39% до $1,8 млн).
Тем не менее, показатели товарооборота между Вьетнамом и ЕАЭС все еще далеки от запланированных цифр и не выдерживают сравнения с объемом товарооборота между Вьетнамом и США, АСЕАН, Китаем и Европой.
Что мешает повысить конкурентоспособность и нарастить товарооборот?
ЕАЭС необходимо разработать единый подход к формированию общих рынков, использованию технических регламентов ЕАЭС, снизить транспортные расходы (этот особенно актуально сейчас, когда стоимость контейнерных перевозок выросла в 2-3 раза), увеличить инвестиции капитала и технологий в промышленность Вьетнама.
Из вышеперечисленного главным сдерживающим фактором роста товарооборота выступает логистическая составляющая: она увеличивает цену для конечного потребителя и делает затруднительными поставки скоропортящихся продуктов. Надежды на проект «РЖД логистика» (доставка во Вьетнам через Китай по железной дороге), к сожалению, не оправдались, стоимость перевозки такова, что этим путем можно перевозить разве что алмазы, а не продукцию АПК.
Решение может быть только в развитии во Вьетнаме собственной логистической инфраструктуры, включая портовую перевалку и склады холодного хранения. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Дорожную карту по реализации транспортной политики Евразийского экономического союза на 2021-2023 годы планируется рассмотреть на заседании Евразийского межправительственного совета в I первом полугодии 2021 года. В проекте дорожной карты гармонизация законодательства стран союза, внедрение электронных транспортных документов, развитие смешанных и контейнерных перевозок, комплексное развитие евразийских транспортных коридоров, в том числе транспортно-логистических центров.
Еще один, казалось бы простой, но в то же время сложнорешаемый вопрос — легализация коммерческих документов – сертификатов, лицензий и т.д. Между Россией и Вьетнамом вступило в силу соглашение, по которому не нужна не только консульская легализация, но также не нужно заверение переводов коммерческих документов в посольстве. Однако, Министерство сельского хозяйства и развития деревни, также как Министерство здравоохранения Вьетнама об этом как бы не знают, до сих пор не в курсе и требуют легализации документов, что тормозит процессы оформления и вступления в силу коммерческих сделок по поставкам сырья для производства БАДов, например, как показал недавний случай с одним из наших российских партнеров.
Кроме того, готовится подписание документа между таможенными службами ЕАЭС и Вьетнама. Предполагается внесение изменений в Протокол об обмене информацией о товарах, перемещаемых в рамках торгового оборота между государствами Союза и Вьетнамом.
Почти одновременно с подписанием Соглашения о зоне свободной торговли, в 2015 году в структуре Общества российско-вьетнамской дружбы был создан Деловой центр.
За более, чем пять лет работы мы отработали и проанализировали все основные практические инструменты входа на рынок Вьетнама, в том числе:
- Онлайн бизнес миссии
- Выставки
- Деловые поездки
- Реверсные бизнес поездки
- Поиск партнеров
- Маркетинговые исследования
Деловой центр ОРВД активно привлекает российские компании к участию во вьетнамских крупнейших выставках, помогает в организации деловых переговоров и доведении до экспортно\импортных контрактов, организует поиск и проверку деловых партнеров для российской и вьетнамской сторон, тесно сотрудничает с Центрами поддержки экспорта в регионах России, Торгпредствами РФ в СРВ и СРВ в РФ, а также с Торгово-Промышленной Палатой Вьетнама.
За эти годы наработан большой практический опыт, которым мы всегда с радостью делимся, объясняя нашим российским партнерам, что:
1. Вьетнам это ворота и крупный транзитный хаб для поставок в страны АСЕАН, т.е это ещё 10 перспективных стран для экспорта. Более того, в стране живут почти сто миллион человек.
2. во Вьетнам гораздо раньше России пришли поставщики из Европы, США, Японии, Южной Кореи, Австралии с агрессивной рекламной политикой, инвестициями в раскрутку продукта и конкуренция на этом рынке весьма высока, а наши производители совершенно не желают этого учитывать. Есть и некоторые преимущества — наличие соглашения о свободной торговле и давние дружественно-культурные связи между нашими странами оказывают свое положительное влияние на перспективы роста товарооборота.
3. Во Вьетнаме с доверием относятся к российским производителям, считая, что российское – значит качественное.
4. Вьетнам уже не является чисто аграрной страной, здесь востребованы новые высокотехнологичные продукты и технологии.
5. Необходимы инвестиции в изучение рынка Вьетнама и проработку вопросов поставки продукции во Вьетнам.
Всем благополучия и процветания!