Вьетнамское искусство всегда опиралось на свои традиции, уходящие вглубь веков. Это справедливо и в отношении скульптуры, начиная с бронзовых изделиях культуры Донглон (середина I тысячелетия до н.э.). Донглонская культура считается вершиной развития древнего искусства Вьетнама, распространявшегося на территории от Южного Китая до островов Индонезии, с центром этой культуры на Севере Вьетнама.

На основании анализа найденных бронзовых идолов можно утверждать, что древнее вьетнамское искусство самобытно, и не похоже ни на какое другое. Общее конструктивное решение и все декоративные детали этих изделий (барабанов, сосудов, оружия, орудий труда) следует признать большим достижением образного мышления человека первого тысячелетия до н.э.

Распространение буддизма во Вьетнаме с I по VI века принесло большие изменения в творческое сознание вьетнамцев. Наиболее бурное развитие буддизма пришлось на период правления династии Ли. На протяжении нескольких столетий буддизм и его идеология являлись фундаментом средневековой культуры Вьетнама. Значительный расцвет национального искусства отмечается и в последующий период при династии Чан. Скульптура, а также рельефы на дереве и камне занимали ведущее место во вьетнамской культуре. Главной ее особенностью можно назвать присущий ей культовый характер. Строительство храмов и пагод породило большой спрос на каменные и деревянные скульптуры.
Статуя Шивы.Камень. 9-10 вв.

В скульптуре Вьетнама, особенно в XVII—XVIII вв., именно деревянной скульптуре принадлежит ведущее место. Многочисленные породы дерева, которыми так богат Вьетнам, были благодатным материалом для создания круглой скульптуры и рельефов. Скульптурные изображения, как правило, покрывали цветными лаками и золотили, поэтому существовала определенная техника и последовательность различных этапов работы.

Храмовая скульптура, как правило, была деревянной. Скульптура из камня чаще всего носила погребальный характер и встречается на местах захоронений правителей, крупных военачальников и сановников. Мелкая скульптура из нефрита, дорогих пород дерева, слоновой кости или отлитая из бронзы, встречавшаяся не только в храмах, но и во дворцах и богатых домах, также имела в основном культовое назначение. Вторая половина XVII и XVIII в. во Вьетнаме характеризуются ярким расцветом деревянной скульптуры. В пагодах находились, в основном, статуи Будд, бодхисатв и буддийских божеств, а в храмах – изображения духов-хранителей, нередко довольно свирепых. Чаще всего преобладают китайские мотивы, сюжеты и формы, но в видоизмененном состоянии. На барельефах изображались облака, волны, цветы, львы, драконы, фениксы. Типичными можно назвать статуи слонов, буйволов, лошадей, носорогов, а также декоративные мотивы с изображением танцовщиц и птиц (пагода Фат Тить в провинции Бак Нинь), статуи единорогов на лестницах пагоды Ланг. Источником вдохновения скульпторов являлся буддизм, поэтому на первый план выходят чудесные явления природы. На колоннах можно также видеть цветы лотоса, различные музыкальные инструменты.

Статуи Будды помещались во вьетнамских буддийских храмах в центре алтаря в виде трех изображений, символизирующих три состояния Будды. Будда изображался, как уже говорилось, сидящим на цветке лотоса, со скрещенными ногами, погруженным в глубокое самосозерцание, с выражением отрешенной умиротворенности. Самая значительная и самая большая из древних каменных статуй Будды сохранилась в пагоде ФатТить. Она высечена в 1057 году, ее высота 1.87 метра. Будда сидит на пьедестале высотой 85 см и 5.9 метров в диаметре. Пьедестал украшен изображениями лотосов, драконов, облаков и волн. Также в качестве классического примера можно назвать изображение Будды, исполненное из дерева и покрытое лаком из храма Тэй-фыонг (XVIII в.). В эпоху Чан появились изображения многоруких и многоглазых бодхисатв, так указывалось на их чудотворные способности. Предполагается, что пагоды строились для определенных будд и бодхисатв. Например, в пагоду Баотхиен в Тханглонге приходили молиться Будде, когда наступала засуха.
Мудрец в раздумье.Дерево, лак. 15-16 вв.

В каждом буддийском храме имеются изображения архатов — совершенных людей, достигших состояния перехода в нирвану. Наибольшей известностью пользуются статуи 18 архатов из Тэй-фыонга, относящиеся также к XVIII в. Исполнены они из дерева и покрыты цветными лаками.

Традиционное искусство литья из металла, известное во Вьетнаме с глубокой древности. И в новое время художественное литье, главным образом из меди и бронзы, было отмечено тщательностью и высоким мастерством исполнения. Во вьетнамских храмах и дворцах часто встречались отлитые из бронзы и меди фигуры животных и птиц.

Для вьетнамского изобразительного искусства, в том числе и для скульптуры, период конца XIX — начала XX в. может быть охарактеризован, как время некоторого застоя. При изучении искусства Вьетнама этого периода очень важное место занимает вопрос влияния европейской культуры. Первоначально знакомство с европейской культурой было крайне ограниченным и началось далеко не с лучших образцов, создававшихся ремесленниками средней руки, прибывавшими во Вьетнам в поисках заработка и исполнявшими заказы правителей династии Нгуенов и высших сановников. Династия Нгуенов переместила столицу страны из Ханоя в Хюэ, где был создан грандиозный императорский город, а также комплекс мавзолеев и могил. Очень немногие вьетнамцы имели возможность ознакомиться с европейской художественной культурой в самой метрополии, а тем более получить там образование.
Ву Ван Тху. «Курильщик»

Первые художественные школы, которые стали открываться с начала XX в., готовили лишь специалистов прикладного профиля. Профессиональная подготовка художников- вьетнамцев по системе, основанной на образцах европейского художественного образования, углубляла процесс воздействия европейской культуры на общий ход развития вьетнамского искусства, в котором следует отметить и положительные стороны. Они проявились, прежде всего, в изменении подхода художника к целям и задачам искусства, в расширении его кругозора и сферы творческих поисков.

Укоренялся интерес к конкретной человеческой личности, к изучению окружающей действительности и реалистическому ее отображению. Это, в свою очередь, дало толчок возникновению во вьетнамском искусстве новых видов: станковой скульптуры, живописи, графики. В свете этого с точки зрения дальнейших перспектив развития вьетнамского искусства особое значение приобретала проблема преемственности, связи с традициями национального художественного наследия, так как именно она определяла возможность сохранения и развития на новом этапе искусства Вьетнама его самобытных, национальных черт. Особую остроту эти вопросы приобретают со второго десятилетия XX в., и не только в скульптуре, но и в живописи и графике.

Изображения женщины весьма рано, ещё с доисторических времён, появились в истории изобразительного искусства Вьетнама: на стенах пещеры Донгной – Хоабинь. Древние вьетнамцы изображали первобытных девушек примитивными и веселыми чертами. Женщины с их работой и материнской функцией естественно вошли в жизнь искусства. Если в искусстве каменного и бронзового веков, когда женщина была равноправна с мужчиной, изображение повседневного быта женщин имело глубокую гуманность, то позднее образ женщины находился, чем позже, тем в более четкой иерархии.
В обществе Вьетнама, которое существовало под руководством патриархального конфуцианского режима, женщины подвергались презрению, принижению. Им редко разрешали посещать торжественные места. Однако в народной скульптуре изображен образ женщины, свободно любящей мужа, детей, друзей, весело гуляющей и поющей.

Можно сказать, что нигде стремление к свободной жизни, справедливости и любви не выражается так сильно, как во вьетнамской народной скульптуре.

«Танцовщица». Горельеф пьедестала из храма в Чакье. Камень. 10 в.

Наряду с темой воспевания красоты женщин была и другая часть содержания искусства, ставшая голосом разоблачения феодального режима и патриархальности. В истории развития и защиты страны вьетнамские женщины были в авангарде. Известные имена, такие, как Чынг Чак, Чынг Ни, Ба Чиеу, Лэ Чан, Чан Хуен Чан, Буй Тхи Суан, Нгок Хан, вошли в историю. Эти известные женщины посвятили всю свою молодость, всю свою жизнь освобождению вьетнамского народа.

Со временем роль женщины в обществе все больше утверждается. Признается не только красота женщин, но и их образ вошел в творчество тех, кто любит искусство. Образ женщины, который символизирует мать и жену, четко отражается в художественных произведениях, имеет эстетичность и глубокую гуманность, хранит эпохальные культурные ценности народа