Становление новой вьетнамской живописи в начале ХХ века
История Вьетнама насыщена влиянием чужеземных захватчиков на разные стороны жизни общества, в том числе и на культурные традиции. Тем не менее, вьетнамцам удалось пронести через века китайского давления и французского колониализма, свои язык, культуру, искусство.
Начало XX века во Вьетнаме характеризуется появлением новых классов в обществе. Сформировался класс городской буржуазии, появилась прослойка интеллигенции, кроме того, из деревень потянулись в города крестьяне-бедняки, которые составили городской пролетариат. Вьетнамское общество было готово выйти из изоляции и стать частью мирового сообщества и, как следствие, возникла потребность в новом искусстве, которое отражало бы эти перемены.
Этот период можно назвать эпохой культурной модернизации для Вьетнама. Однако вьетнамцы никогда не стремились отказаться от собственных традиций в угоду нововведениям. Напротив, даже поглощая новые стили и иноземные традиции, национальное искусство всегда сохраняло аутентичные черты. Приверженность художников к вековым традициям и, в то же время, необходимость перемен привели к поиску новых решений. Внимание живописцев обратилось к соседним, близким по культуре регионам (Китай, Япония, Индия), а также к Западу, чье искусство в то время активно (часто насильственно) распространялось и пропагандировалось во всех странах Юго-Восточной Азии.
В 1904 году началось движение за реформы под названием Зюй Таи («Общество обновления»). В качестве целей движения декларировались повышение уровня социальных и культурных знаний народа, отказ от слепого следования конфуцианству, изучение основ естественных и гуманитарных наук, распространение письменности «куок-нгы», созданной на основе латиницы, развитие печати, подъем промышленности и торговли, избавление от старых обычаев и предрассудков в быту. В 1905 году возникло еще одно движение — Донг Зу («Путешествие на Восток»). Его основной целью было предоставить вьетнамской молодежи возможность обучаться в Японии и Китае. Для судеб вьетнамской культуры фундаментальное значение имело открытие в 1925 г. Высшей школы изящных искусств. До этого момента вьетнамское искусство имело переходный характер.
Высшая школа изящных искусств Индокитая.
Эта Школа, основанная в 1925 году в Ханое, имеет интересную историю создания. В 1909 году Колониальное общество французских художников в Париже учредило Премию Индокитая, которая присуждалась за заслуги в области изобразительного искусства. Лауреат этой премии имел право в течение года бесплатно путешествовать по Индокитаю для изучения края и создания живописных произведений. В качестве поощрения победитель получал солидную сумму на расходы во время своего пребывания в колонии. В 1920 году Премию Индокитая получил художник Виктор Тардье. Его путешествие началось с Сайгона, продолжилось в Ханое, а затем и по всей стране.
Во время поездки художник получил заказ по оформлению Индокитайского университета. По расчетам Тардье, работа должна была занять около полугода, а затем он планировал вернуться домой, во Францию. Однако, обстоятельства сложились так, что он остался во Вьетнаме до конца своей жизни.
В ходе работы Виктору Тардье понадобились натурщики-вьетнамцы. Так состоялось знакомство с художником Нам Шоном, который оказал ему помощь. Между ними завязалась дружба, в основе которой лежали не только профессиональные интересы, но и любовь к традициям вьетнамского народа. Из этого знакомства вышла идея создать школу для подготовки художников из местного населения Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Прошение В.Тардье об открытии школы было одобрено генерал-губернатором Индокитая А. Мерлэном 27 октября 1924 года. В прошении говорилось: «Целью открытия школы является стимуляция создания местных кадров художников, воспитанных под влиянием французских идей и методов».
При обучении в Школе внимание студентов обращалось на традиционные эстетические принципы, искусства Индокитая, что стало фундаментом для формирования новой эпохи в живописи Вьетнама. Ежегодно Школа выпускала около 10 художников и за 20 лет своей работы из ее стен вышли 48 художников и 7 скульпторов, составившие первое поколение вьетнамских художников-создателей нового искусства Вьетнама. Студенты Школы получили в свое распоряжение европейские техники рисования и умение сочетать их с национальными традициями. Уже в первые 10 лет работы Школы ее студентами был создан целый ряд произведений в двух видах техники: живописи маслом и живописи водяными красками на шелке. Чуть позже появилась станковая живопись. Новая живопись стала одним из средств и способов выражения, общественного сознания широких слоев населения. Изменилась ее тематика. Среди сюжетов появились реальные пейзажи и зарисовки родных мест, заменившие абстрактные горы и озера. Художникам Вьетнама удалось добиться гармоничного сочетания традиционной декоративности национального искусства и материальности масляных красок. В дальнейшем эта же особенность вьетнамского художественного видения привела к поискам еще более декоративных средств современной живописи, что и сказалось в обращении художников к издавна любимой народом технике лаковых картин.
Однако, процесс формирования нового вьетнамского изобразительного искусства занял долгое время и лишь к середине XX века стало возможным говорить о единой культурной системе.
После Августовской революции 1945 года Школа была вновь открыта по решению Министерства народного образования ДРВ от 8 октября 1945 года и стала именоваться Художественным училищем. Новую Школу возглавил известный художник То Нгок Ван, а преподавали в ней такие признанные мастера вьетнамского изобразительного искусства, как Чан Ван Кан, Нгуен Ван Ти, Нгуен Ши Нгок, Нгуен Ты Нгием и другие.
Современное вьетнамское искусство
2 сентября 1945 г. была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам, а уже в следующем году началась борьба вьетнамского народа с французским колониальным режимом, которая закончилась в мае 1954 победой независимого Вьетнама, вскоре разделенным на две части – южную и северную. 1956 год ознаменовался началом военных действий США и оккупацией страны. В течение долгих 20 лет народ Вьетнама вел борьбу с американскими захватчиками. В 1975 году победивший и объединенный Вьетнам начал строительство социализма. Все эти исторические события отразились на художественных тенденциях того времени. Искусство, как зеркало, отражает историю и служит народу и стране. На первый план в произведениях искусства выходит соцреализм, а основными темами становятся война и возрождение.
В это время появляются учебные заведения для подготовки нового поколения художников: Институт изобразительных искусств Северного Вьетнама, Колледж изобразительных искусств Вьетнама, Колледж изобразительных искусств Нэу, Колледж изобразительных искусств За Динг, Колледж промышленных искусств (1965).
С первых же месяцев после объединения на Юг были направлены ведущие художники ДРВ для проведения разъяснительной работы среди творческой интеллигенции и пропаганды лучших достижений живописи, скульптуры и графики ДРВ. Перед ними стояла трудная задача, поскольку общественное сознание жителей Юга коренным образом отличалось от сознания северян и чтобы изменить этот факт, необходимо было приложить значительные усилия. Большую роль в выработке единой ориентации художников юга и севера сыграл Союз художников СРВ, выступивший, в том числе, в качестве организатора передвижных выставок произведений искусства. Первая крупная выставка общенационального масштаба прошла в 1977 г. в г. Хошимине в честь второй годовщины образования СРВ.
Посетители выставки смогли увидеть работы 237 авторов, творчество которых в военные годы было тесно связано с героической борьбой народа за национальную независимость и свободу. Успешно развивается традиционная живопись водяными красками на шелке, лаковая живопись и живопись маслом. Важное место, как и прежде, в изобразительном искусстве занимает графика, в том числе в первую очередь станковая гравюра на дереве и политический плакат. В скульптуре, где за последние десять лет появилось много новых имен, явственно проступает тяготение к монументальному жанру.
В декабре 1980 года в Ханое прошла самая крупная, начиная с 1945 г., общенациональная выставка живописи, скульптуры и графики, в которой приняли участие 507 художников разных поколений, в том числе и южновьетнамских. Сюжеты картин были посвящены истории страны, борьбе за независимость, восстановлению городов и деревень, труженикам полей и производства.
Особое внимание публики привлекли работы Лыонг Суан Зоана «Новая битва» (1980 г., холст, масло), Нгуен Кхая «Ритм труда» (1980 г., холст, масло), Ван Зыонга «В механическом цехе» (1980 г., холст, масло), Чан Ван Кана «В шахте» (1976 г., лак), Май Ван Ке «Судоверфь» (1980 г., лак), Нгуен Тху «Сушка риса» (1980 г., шелк, акварель), Нгуен Чонг Ката «У ткацкого станка» (1980 г., шелк, акварель).
После съезда Коммунистической партии Вьетнама в 1986 г., наряду с большими изменениями в политике, и экономике, происходит процесс обновления и в области культуры. Одним из положительных моментов в этом процессе можно считать объективный пересмотр этапов развития вьетнамской культуры во всех сферах: литературе, музыке, кинематографии, театре и изобразительном искусстве.
Вьетнамские художники-живописцы
Ле Ван Миен (1870-1942)
Родился в многодетной семье придворного чиновника. В 1898 году оказался в числе группы юношей, отправленных во Францию для обучения в Колониальной школе. Во время учебы принимал участие в студенческих забастовках, на которых выдвигались требования равных прав для народов колоний. После окончания учебы Ле Ван Миен получил разрешение остаться в Париже, чтобы посещать занятия в Национальной школе изящных искусств. Его наставником стал директор этого учебного заведения, известный художник-ориенталист Жан Леон Жером. В 1894 году в Париже Ле Ван Миен создал свое первое произведение маслом – «Портрет старика Нгуен Ван Мая».
В 1895 году он вернулся во Вьетнам. Ле Ван Миен считается первым вьетнамским художником, который в своем творчестве полностью следовал западным образцам. Его «Портрет конфуцианского ученого» (масло, 1898), «Комментарий к классическому литературному тексту» (масло, 1898) находятся в Музее изобразительных искусств Вьетнама в Ханое и демонстрируют зрелый профессионализм талантливого художника. Ле Ван Миен не мог полностью реализоваться как художник в общественной и художественной атмосфере колониального Вьетнама того времени, он воспринимался как своего рода исключение, как явление редкое и неординарное. Это оказало влияние на его решение выбрать взамен карьеры художника карьеру чиновника при дворе Нгуенов.
Тханг Чан Фэнь (1895-1961)
Тханг Чан Фэнь не имел такой профессиональной подготовки, как Ле Ван Миен, фактически он был самоучкой, но его творчество также свидетельствует о несомненном интересе к европейской технике. Он стал первым вьетнамским художником, получившим широкую известность в Ханое, благодаря тому, что стал рисовать декорации для сцены по западным образцам. От декораций он перешел к созданию картин на исторические сюжеты акварелью и маслом.
Картина художника «Фам Нгу Лао» (1923, масло) , запечатлевшая национального героя Вьетнама периода правления династии Чан (XVIII – XIX вв.), получила Большой приз на Колониальной ярмарке-выставке в Ханое и признание публики. Использование новых элементов заметно и в другой его картине – «Портрет господина Тю» (1923, масло). Портреты отличались от привычных вьетнамских представлений не только по технике, но и по композиции и представляли собой обобщенное изображение вьетнамского интеллигента, представителя нового, активно формирующегося слоя общества.
Чан Ван Кан (1910–1994)
Чан Ван КанЧан Ван Кан окончил Колледж изобразительных искусств Индокитая и внес немалый вклад в формирование школы живописи маслом во Вьетнаме. Одна из его наиболее известных картин «Сестренка Туй» (масло, 1931) демонстрирует успешное решение задачи отображения психологического состояния персонажа. Художник работал как в технике живописи маслом, так и водяными красками на шелке и в технике лаковой живописи. Его картина «Орошение» (1958), выполненная в технике лаковой живописи, привлекает своим национальным, идущим от народного лубка, ритмическим началом и звучностью цвета. Традиционные приемы очень удачно сочетаются с новым содержанием, придавая работам художника динамичность.
Нгуен Зя Чи (1903–1993)
Нгуен Зя ЧиНгуен Зя Чи по праву считается одним из самых талантливых мастеров лаковой живописи, многое сделавшим для развития этого вида творчества во Вьетнаме. В годы войны Сопротивления против французских колонизаторов Нгуен Зя Чи перебрался на юг страны и лишь после воссоединения Вьетнама вновь включился в художественную жизнь общества.
Оторванность художника от общенародного дела освобождения родины сначала от французских колонизаторов, а позднее от американских агрессоров как бы выключила его на период 50-70-х годов из структуры нового складывающегося искусства социалистической страны.
Однако после воссоединения юга и севера в 1975 году Нгуен Зя Чи вновь стал участвовать в общей художественной жизни и вошел в число классиков живописи Вьетнама.
В одной из ранних картин Нгуена Зя Чи «Весенний сад» (1940) благодаря покрытию прозрачным золотистым лаком с дальнейшей тщательной его полировкой, через гладкую блестящую поверхность картины просвечивают глубоко спрятанные, таинственно мерцающие краски, нанесенные кистью. В качестве материалов для «Весеннего сада», как и для ряда других своих работ, художник использовал традиционные перламутр, золото, серебро. Среди сюжетов картин художника были и религиозные темы. Художник создавал эти произведения в символическом стиле, сочетая контрасты традиционных элементов и современные методы.
Нгуен Фан Тянь (1892-1984)
Нгуен Фан ТяньНгуен Фан Тянь родился в деревне в семье бедного ученого-конфуцианца, и пронес через всю жизнь уважение к духу конфуцианства и укладу деревенской жизни.
Из детства идут и сюжеты его картин: сельские пейзажи, образы крестьянок и деревенской детворы.
Почти все его картины отличаются реалистической направленностью и традиционным художественным видением.
Особую красоту произведениям предает золотисто-матовое свечение лощеного шелка основы картины. Нгуен Фан Тянь прославился как певец вьетнамской деревни.
Ле Фо (1907 — 2001)
Ле ФоВ 1932 году получил стипендию для учебы в Художественной школе в Париже.Вернувшись во Вьетнам, преподавал в Высшей школе Изящных Искусств Индокитая в Ханое.
В 1937 году он вернулся в Париж, где жил до самой своей смерти. Натюрморты, пейзажи с удлиненными фигурами людей, портреты женщины с ребенком являются постоянной темой в его творчестве. Тема его картин – это семья и женщина – мать. Он почти не писал портретов.