Многие уникальные свидетельства развития зодческого искусства Вьетнама, к сожалению, безвозвратно утрачены. Причины тому — войны, природные катаклизмы, высокая влажность воздуха. Однако, те памятники старинного зодчества, которым удалось пройти через историю, могут рассказать о многом.

Общие сведения

До XVI века во Вьетнаме, в основном, строились деревянные дома, иногда на каменной основе. В качестве строительного материала применялся также кирпич. Во Вьетнаме почти нет грандиозных, масштабных построек, здания органично вписаны в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое. Сотрудничество с окружающим миром – одна из особенностей вьетнамской архитектуры, поэтому большое значение придавалось правильному выбору места для будущих построек.

Древние архитекторы руководствовались геомантией: нельзя нарушать мировой порядок слишком высоким зданием, слишком прямой дорогой, осушением болота, но можно умилостивить судьбу постройкой канал, возведением храма и крепости в критической для страны точке. В результате никакая постройка не воспринимается сама по себе, но только в связи с окружающим миром. 

архитектура ВьетнамаГеомантия – наука о законах природы позволяет определить самые благоприятные места для постройки того или иного здания. Например, местоположение Тханглонга по гадательной науке изображается в виде дракона, пуп которого находится на месте храма Белой лошади. Поэтому дух, почитаемый в этом храме зовется духом пупа дракона. Через все здание проходит живительное дуновение.

Много внимания традиционно уделялось декору зданий. Искусная резьба по дереву, барельефы, фигуры людей и животных украшали стены и крыши, поражая своей невесомой хрупкостью и ажурными рисунками.

Начиная с XVI в. дерево в зодчестве стало понемногу уступать место камню, поэтому многие из сооружений этого периода дошли до нашего времени (в разной степени сохранности). В качестве примера можно привести королевские захоронения в Ламшоне (провинция Тханьхоа), множество буддийских храмовых комплексов. Многие храмовые комплексы из века в век пользовались неизменной популярностью и служили традиционным местом паломничества, поэтому неоднократно восстанавливались и реконструировались. Среди них буддийский храмовой комплекс в Буттхапе (20 км от Ханоя), пагода Ван-фук в Фаттите, пагода Тэй-фыонг и другие. Надо отметить, что в Буттхапе можно увидеть один из лучших образцов мемориальных ступ во Вьетнаме. Это каменная четырехэтажная ступа Бао-нгием, высотой 10 метров, возведенная в 1647 г. в память бонзы Туйет Конга его учеником бонзой Минь Ханем.

Пагода в Бут Тхапе

Королевство Чампа

Отдельного упоминания заслуживает архитектура королевства Чампа. Сегодня тямов (чамов) осталось не так уж много – около полумиллиона человек. Живут они, в основном, в двух вьетнамских провинциях – Биньтхуан и Ниньтхуан. Вопрос о происхождении тямов не решён. По одной из версий они появились на территории Вьетнама, как пришельцы из Индонезии. Основали целую цивилизацию – королевство Чампа, много воевали, строили священные храмы, а их собственная письменность была одной из самых древних в Азии.

Тямы контролировали морскую торговлю, не брезговали и пиратством. Когда-то у них имелся свой флот – боевые джонки, боевые каноэ. Государство просуществовало более 10 веков, тямы успешно избавились от правления кхмеров в XII в., но были полностью поглощены Вьетнамом в XVII столетии.

На юге Вьетнама осталось около 20 комплексов башен построенных тямами много веков назад. Они неизменно производят впечатление на посетителей своей монументальностью и непохожестью ни на какие другие сооружения в мире. В провинции Куангнам, в центральной части Вьетнама находится храмовый комплекс Мишон (Ми Сон), представляющий собой не только религиозный центр, но и хорошо укрепленную цитадель. 25 башен сохранились до нашего времени, пережив налеты американской авиации, которые, однако, произвели значительные разрушения.

храмовый комплекс МишонВосемь групп башен и храмов Мишон построены в период времени с X по XIII века из кирпича. Совершенство кладки и качество обжига допускали скульптурную резьбу непосредственно на кирпичной стене, тогда как отдельные выступающие детали делались из песчаника и гранита, а позднее из обожженной глины. Главная башня символизирует священную гору в центре Вселенной. На постаменте в центре комплекса находится колонна-лингам — символ детородного органа Шивы. Крыши башен были покрыты золотыми или серебряными пластинами.

Фанранг-Тхаптям — такое название этот город получил благодаря размещению на его территории двух религиозных комплексов тямов («тхаптяп» переводится как «тямские башни»): ПоклонгГарай и Пороме. Три башни ПоклонгГарай построены в XIII веке королем Джаей Симхаварманом III. Этот комплекс ухожен, отреставрирован, его можно назвать украшением Фанранга. Башням Пороме не так повезло. Их тоже было три, но одна не так давно совсем рухнула. В оставшихся двух башнях живут летучие мыши, а по территории, символически огороженной, бродят козы.

Между курортом Муйне и городом Фантхиет, на горе, высятся башни принцессы Пошану, возведенные в VIII веке. Часть башен неплохо сохранилась. Они построены из красного кирпича, между кирпичами нет скрепляющего состава, как и у всех остальных тямских башен. Судя по конусообразному дизайну башен и симметрии зданий, древние тямы умели производить сложные математические расчеты. Башни выглядят грандиозными, но внутри вряд ли поместится больше 10 человек. Внутри башни пусто от пола до вершины. Территория вокруг благоустроена. Эти башни были искусно реставрированы. Храмовый комплекс Пошаны расположился на сопке, которую в народе прозвали «Замок Принца» (это название связано с именем известного поэта Хан Мак Ты и романтической истории его любви к красавице Монг Кам). Эти башни чамы строили много лет подряд в конце VIII века во славу бога Шивы – главного божества индуистов. Храмы небольшого размера, но они сохранили все особенности архитектуры и традиций древних чамов.

В XV веке здесь был дополнительно построен алтарь принцессы Пошаны. Это единственный памятник чамской архитектуры в пределах города Фантхиет. Башни Пошаны были построены более чем 1200 лет назад и поныне уцелело только три из них. В главной башне находится алтарь, посвященный символу Линга-Иони, олицетворяющий бога Шиву. Алтарь выполнен из черного камня и прекрасно сохранился. В дни празднования Нового Года по календарю чамов под названием Кате вокруг этих башен шумит веселый праздник. Чамы проводят здесь свои религиозные обряды отличающиеся большим колоритом. Туристы со всех краев интересуются живыми чамскими традициями.

Храмовый комплекс Пошаны внесен государством в список обьектов исторической культуры. Особенностью посещения башень Пошаны является то, что туристы могут полюбоваться самобытными чамскими танцами, церемонией вознесения молитв о дождях, удачных морских походах…

В Нячанге находится один из наиболее посещаемых туристами комплекс – башни, возведенные в честь богини-матери Понагар. По легендам эта богиня основала местность, гарантировала продолжение рода, научила людей выращивать рис.

чамские башни в Ня Чанге
Каждый год с 20 по 23 марта по лунному календарю в Нячанге проводится традиционный праздник в ее честь. Торжественная часть праздника делится на две части: церемония переодевания статуи и богослужение. Ритуал переодевания проводится по установленному порядку: снять старую одежду, обмыть статую ароматной водой и одеть ее в новую одежду.

После этого начинается торжественное богослужение, которое проводится с целью поблагодарить Мать-Землю, пожелать мира, материального достатка, счастья. После торжественной части праздника – танцы, песни, представления. Еще один из главных праздников тямов – Кате. Он проходит ежегодно в начале седьмого месяца по тямскому календарю (примерно в конце сентября) в честь тямских королей Поклонг Гарая, Пороме, богини Понагар и всех предков.

Любопытно побывать на этом празднике (допускаются все желающие). Утром второго дня празднеств толпы верующих и гостей поднимаются к башням. Здесь совершаются обряды: 1) «встреча» и доставка одежд статуи божества к храму; 2) открытие дверей храма; 3) омовение статуи; 4) ее облачение; 5) жертвоприношение

В качестве жертвоприношения: мясо одной козы, пять подносов с рисом и бульоном из козлятины, один поднос с рисом и приправой (смесь из соли с имбирем), три «набора» из фруктов, пирогов из рисовой муки, а также яйца, вино, сладости, бетель. Кроме того, три курицы необходимы для обряда очищения земли вокруг храма.

Надо еще добавить, что современные потомки чамов в основном сохранили матриархат и полигамию. Если у тямской женщины от первого мужа не родились девочки, ей разрешается привести в дом второго мужа. Если и с ним детей женского пола не будет, можно выйти замуж в третий, и даже в четвертый раз. Но не более — тямкам дозволяется иметь не более четырех мужей. Детей принято воспитывать всем вместе, всех мужей матери дети называют папами. Тямские девушки приводят своих избранников в дом родителей, жених меняет свою фамилию, все дети записываются тоже на фамилию матери.

Общинные дома

Если говорить о повседневной архитектуре, то нельзя не упомянуть об общинных домах – динь. Эти одноэтажные деревянные здания сооружались в крупных селениях. Здесь собирались жители общины, здесь же проводились праздничные церемонии, сюда приходили поклониться покровителям селения и духам предков. Одно из дошедших до нас строений подобного рода — динь в Диньбанге. Изначально это был целый комплекс, от которого сохранилось лишь одно здание, построенное в форме буквы Т. В качестве строительного материала для многих основных элементов применялось железное дерево. В главном зале собирались жители селения, а в другом конце дома размещался алтарь покровителя селения. Здание диня приподнято над уровнем земли на 70 см, в него ведут узкие каменные лестницы. В центральной части потолок закрыт резными панно.

Интересно, что при сооружении общинных домов строительство диня поручалось не одному, а двум совершенно разным коллективам мастеров, которые кроме общих работ по созданию основного каркаса здания были заняты строительством и украшением интерьера каждый на своей половине здания, заранее определенной по оси симметрии. Такой способ работы во многом объясняет богатство фантазии, которое поощрялось творческим соревнованием.

Военные сооружения

Из военных сооружений нового времени следует отметить Ханойскую цитадель, спроектированную по французским образцам при Зя Лонге в 1805 г. в соответствии с принципами оборонительной системы Вобана. В качестве консультантов были приглашены французские инженеры-саперы. Эта главная крепость на севере Вьетнама была выстроена в основном, из кирпича, окружена широким и глубоким рвом, и представляла собой большое каре, внутрь которого вели пять массивных ворот. Сохранилась 60-метровая сторожевая башня, построенная в 1812 г. В 1893 г. было принято решение муниципального совета о снесении старой крепости. Только более чем через 100 лет, в 2007 году Центральная часть Королевской цитадели Тханглонг-Ханой была названа архитектурным памятником государственного значения, а затем и Особым национальным памятником.

Запретный город

В первом десятилетии XIX века началось строительство Запретного города в Хюэ. К тому времени в городе сосредоточились основные силы строителей, художников, резчиков по дереву и камню и других мастеров художественного ремесла. Принцип вписывания сооружений в природную среду традиционно сохранен. Запретный город заключен в трех концентрически расположенных оградах. В самом центре – непосредственно Запретный (Императорский) город, застроенный без единого плана и в разные годы храмами и дворцами. 

Единственное соблюдавшееся правило – ориентация всех зданий и сооружений по оси северо-запад-юго-восток. Каждый правитель из династии Нгуенов вносил свой вклад в архитектуру города. Внешняя ограда построена как оборонительное сооружение, вторая ограда окружена глубоким рвом и имеет вход с каждой стороны света. 

архитектура 2

Главными воротами считаются ворота Нго-мон, сооруженные в 1833 году. Деревянные ворота на каменном основании практически копируют Южные ворота Пекина. Справа от ворот Нго- мон находится храм Тхай-миеу, посвященный культу предков правящей династии (1804 года постройки).

В Императорский город ведут парадные ворота Дай-кыг-мон. В интерьерах дворцов используется большое количество дорогих материалов (слоновая кость, перламутр, золото). В начале прошлого века Запретный город пополнился некоторым количеством сооружений, архитектура и стиль которых резко отличаются от построенных в более ранний период. Пытаясь соединить в себе аутентичность и европейские черты, дворцы и храмы того времени отличаются вычурностью, перегруженностью элементами и декором, излишне пафосной пышностью. Тем не менее, смешение стилей на одной небольшой территории, постройки разных лет, объединенные единым предназначением, необыкновенно интересны.

Европейский стиль во вьетнамском зодчестве

В конце XIX – начале XX веков во Вьетнаме стали появляться здания, в корне изменившие облик крупных городов страны. В основном, это были сооружения и постройки административного назначения. Большое количество монументальных, величественных зданий строилось в Ханое. Среди них: здания государственных учреждений, больницы, школы, библиотеки, музеи, театры. Здания филиала Банка Индокитая, типографии IDEO, компании AVIA, центрального почтамта, выстроенные в Ханое в 1920–1930-е годы являются образцами стиля ар деко. Католические соборы, во множестве появившиеся во Вьетнаме, несут в себе черты неоготической архитектуры. Объединение принципов вьетнамского подхода к архитектуре и усилий французских архитекторов подарило миру новый стиль – индокитайский. Образцами слияния двух миров являются здания Индокитайского университета, Ханойского управления финансов, Музея Луи Фино, Института Луи Пастера, Клуба военных моряков в Ханое.