Три религии оказали непосредственное влияние на Вьетнам – буддизм, конфуцианство и даосизм. Французские колонизаторы оставили свой след во Вьетнаме в виде христианства. Около 8% вьетнамцев – католики или протестанты. Основная часть — анимисты – те, кто поклоняется духам и богине-матери. Буддизм исповедует около 17% населения.
На самом деле в большинстве своём вьетнамцы-атеисты и главным в их жизни является культ предков. Куда бы вы ни зашли – в магазин, кафе, офис, частный дом или квартиру — вы везде увидите небольшой алтарь с курящимися ароматными палочками и фруктами. Это алтарь предков.
На территории Социалистической Республики Вьетнам законодательно принята свобода вероисповедания. Каждый проживающий на территории Вьетнама гражданин может исповедовать свою религию, если она не противоречит законам государства.
Буддизм
Буддизм – наиболее значимая официальная религия страны. Придя сюда 18 столетий назад, он быстро занял главенствующие позиции. Об этом рассказывают сотни сохранившихся с давних пор храмов и религиозных сооружений.
Буддийские священнослужители оказывали немалое влияние на внутриполитическую обстановку, были хранителями знаний и проводниками образования. Впрочем, исторические реалии страны также оказывали свое воздействие на вероучение. Это привело к возникновению некоторых характерных именно для Вьетнама течений, как очень приверженных к ритуалам и строительству храмов, так и служению Будде прямо за работой в поле. С середины прошлого тысячелетия, буддизм начал сдавать позиции под напором христианства и ислама. Но все же он сохраняет лидирующие позиции среди официально признанных религий в стране. До 70% людей называют себя буддистами или признают большое влияние этой религии на свое мировоззрение.
Христианство
XVI столетие началось для Вьетнама с появления здесь христианских, точнее, католических миссионеров. Впрочем, первые миссионеры-католики, прибывшие сюда в попытке усилить влияние Португалии в новооткрытых для Европы странах, большого успеха не добились. Для этого потребовалась более сильная в идеологическом и материальном плане платформа иезуитской церкви. Иезуиты открыли свою первую миссию во Вьетнаме в 1615 году. Один из миссионеров, француз Александр де Род, лично обратил в католическую веру более 6 тысяч человек. Он внес весомый вклад в тогдашнюю культуру, создав буквенный алфавит на основе латиницы, взамен сложного для изучения и использования иероглифического письма. Католицизм во Вьетнаме неоднократно то усиливался, то становился объектом репрессий, в том числе уже в эпоху коммунистического правления. В результате этих гонений погибли и были репрессированы немало миссионеров и католиков местного происхождения.
Сегодня католическая церковь насчитывает 5 миллионов приверженцев среди вьетнамцев, проживающих на исторической родине, и сотни тысяч – за ее пределами.
Протестанизм
Сейчас численность вьетнамских протестантов колеблется от полумиллиона до миллиона.
Причем значительная часть новообращенных принадлежит к так называемым домашним церквям, нигде официально не зарегистрированным. Масштабный всплеск популярности протестантской Евангелической церкви наблюдался уже в начале XXI века, причем преобладают среди неофитов представители этнических меньшинств. В 2007 году государством были признаны меннонитское и баптистское направления протестантства в стране.
Русская православная церковь
Православие – самая малочисленная из христианских церквей во Вьетнаме. Представлено оно единственным приходом в городе Вунгтау, где проживают несколько сотен русскоязычных сотрудников совместной русско-вьетнамской нефтяной компании и их семьи, составляющие основное число прихожан.
В плане православия Вьетнам относится также к Константинопольской Православной Церкви, но чаще с визитами для проведения различных мероприятий в Вунгтау и ряде других городов сюда приезжают представители РПЦ.