История создания вьетнамского кинематографа

В 1924 году Нгуен Лан Хыонг, владелец фотомагазина «Хыонг Ки», пригласив для обучения французских специалистов, основал киностудию «Студия фильмов Хыонг Ки» в Ханое и снял два первых игровых вьетнамских фильма. Затем в конце 1937 года владелец звукозаписывающей студии «Азия» Нгуен Вань Динь основал в Сайгоне киностудию «Студия фильмов Азия», закупил во Франции оборудование и пригласил в качестве режиссера своего первого фильма известного театрального актера того времени Там Заня. Через два года зрители увидели первый 90-минутный звуковой фильм, снятый на этой студии.

В 1940 году в связи с оккупацией Вьетнама деятельность местных киностудий была прекращена и «Студия фильмов Азия» вновь начала работу лишь в конце 60-х годов. В 1939 году в Сайгоне начала свою деятельность киностудия «Вьетнамские фильмы», где сценаристом, режиссером и оператором был Нгуен Тян Зау. Было выпущено несколько фильмов, в том числе, документальных.

В 1953 году компания »Кино Ким Тюнг» пригласила режиссера из Гонконга и организовала съемки фильма с Ким Тюнг и Ким Суанг в главных ролях. Фильм имел большой успех в Ханое и Сайгоне. В этом же году на экраны вышли еще два музыкальных фильма.

15 марта 1953 года Хо Ши Мин подписал указ о создании Национального предприятия по производству кино и фото продукции Вьетнама. Этот день считается официальным днем рождения национального вьетнамского кинематографа. В 1959 г. Ханойская киностудия начала снимать первые вьетнамские художественные фильмы. Первый фильм был посвящен борьбе за объединение Вьетнама и назывался «На берегах одной реки». С тех пор было снято около 20 фильмов. Некоторые из них получили награды на различных кинофестивалях. Картины, рассказывающие о героизме народа, – «Маленькая птичка», «Два солдата», «Ты Хау», «Ким Донг» – были удостоены премий в Карловых Варах (1962), Москве (1963, 1965), Джакарте (1964). Фильм «Нгуен Ван Чой» – о герое, молодом рабочем из Сайгона, получил на Московском кинофестивале в 1967 г. премию от Комитета молодежных организаций, а исполнительница одной из главных ролей актриса Тху Хиен была отмечена наградой.

На IX Международном кинофестивале 1966 г. в Лейпциге были показаны документальные фильмы «Мы пройдем повсюду» и «Победа будет за нами», которые по решению фестивального комитета передали затем в Международный трибунал по расследованию преступлений американского империализма во Вьетнаме как документы, подтверждающие злодеяния оккупантов.

международная школа кино в сайгонемеждународная школа кино в сайгоне
После воссоединения страны кино на Юге Вьетнама получило благоприятные условия для своего развития. В настоящее время в СРВ кинопроизводство сосредоточено на следующих основных студиях: Ханойской студии художественных фильмов, Объединенной киностудии г. Хошимина, Центральной студии хроникально-документальных фильмов, Киностудии Народной армии, Студии мультипликационных и кукольных фильмов, Студиях телевизионных фильмов в Ханое и Хошимине, а также небольших киностудиях в г. Хайфоне и при некоторых министерствах и ведомствах.

Из сорока частных киностудий 33 работают в Хошимине и 7 — в Ханое. Самые большие частные кинокомпании: Vifa Film со студией в 4000 кв.м., Chanh Tin Film со студией 2000 кв.м., BHD Film со студией в 7000 кв.м., Phuoc Sang и Thien Ngan. Недавно новая студия площадью 700 кв. м была открыта в северной провинции Хунг Йен (Hung Yen).

Основной организацией, ведающей производством фильмов в СРВ, является Киноуправление при Министерстве культуры СРВ. С ноября 1969 г. существует Союз кинематографистов Вьетнама, который издает специализированный журнал «Диен ань» («Кино»). Подготовка национальных кадров для кино осуществляется в Государственном институте театра и кино Вьетнама.

В 1980 г. вышел на экраны страны 100-й художественный фильм национального производства — «В тот день на реке Лам» (режиссер Нгуен Нгок Чунг), в котором воссоздаются славные страницы вьетнамской истории: революционное движение народных, масс, приведшее к созданию в 1930—1931 гг. Советов в провинциях Нгеан и Хатинь. Примечательно, что сценарий фильма написал драматург Суан Тунг, участвовавший в создании первого вьетнамского художественного фильма «На берегах одной реки». Картина «В тот день на реке Лам» — первая художественная цветная лента во вьетнамском кино.

Современное вьетнамское кино: обзор

Артисты Минь Выонг Хоанг Зунг Хоанг Кук
Есть мнение, что восточному кино свойственна порой совершенно неоправданная затянутость, нарочито медленное движение. Нет постоянного «экшена», как в голливудских фильмах. Но в этом и заключается его прелесть, и, погрузившись однажды в атмосферу неторопливого повествования, возвращаешься к нему снова и снова. Сегодня киноиндустрия во Вьетнаме развивается, на экран выходят комедии, романтические мелодрамы, фильмы о боевых искусствах и на военную тему. И среди них немало кинокартин, которые смотреть нужно обязательно, чтобы познакомиться поближе, больше узнать об этой удивительной стране и ее народе.
платье из шелка хадонг
«Платье из шелка Хадонг» нельзя, строго говоря, назвать «чисто вьетнамским» фильмом. Его снял американский режиссёр вьеткьеу (так называют вьетнамцев, живущих за пределами Вьетнама) Лыу Хюинь вместе со своим братом-продюсером. Фильм вышел на экраны в 2006 году, и рассказывает об истории одной семьи. Действие начинается на севере Вьетнама в 1954 году, в период падения французского колониального господства. Девушка Зан и молодой человек Гу сбегают от своих хозяев на юг, в город Хойан. В качестве свадебного подарка Гу преподносит своей возлюбленной единственную ценную вещь, которая у него есть – белое шелковое платье АоЗай. Когда-то давно его нашли младенцем, завернутым в это платье.
Преодолевая трудности и нищету, Зан и Гу живут в любви и не жалуются на судьбу. У них рождается четыре дочери, и когда приходит время, Зан многим жертвует, и даже идет на постыдные для себя поступки, чтобы ее старшие девочки не чувствовали себя изгоями и могли учиться дальше. Национальное платье АоЗай играет в фильме особую роль – роль символа чистоты и непорочности, а также стойкости и самоотверженности вьетнамской женщины. «Платье из шелка Хадонг» номинировался на премию Оскар в категории «Лучший иностранный фильм».

ЦиклоК категории авторского кино можно отнести фильм «Сикло» (Велорикша). Действительно, фильм необычный, только посмотрев его до конца, понимаешь, что в названии есть и второй смысл: цикличность. Все повторяется.

Жизнь идет вперед, события сплетаются в замкнутые цепи и герой вновь возвращается к началу. Теперь он может оценить то, что произошло с ним, уже с другой точки зрения, обладая опытом и мудростью. Действие происходит в 1995 году, на юге Вьетнама в Хошимин-Сити.

В фильме есть и криминал, и любовь, и элементы перфоманса (как и во всяком авторском кино). Необходимо отметить отличную операторскую работу, включая прекрасные панорамные съемки города и до мельчайших деталей прорисованные отдельные кадры, что создает у зрителя эффект присутствия происходящего на экране здесь и сейчас.

«Сикло» – работа режиссера Чан Ань Хунга, живущего во Франции. Награды: В 1995 году «Золотой лев» и премия ФИПРЕССИ на 52-м Венецианском кинофестивале. 

метхао это было время когда

В 1995 году «Премия Жоржа Делерю за лучшую музыку» и «Гран-при за лучший фильм» на конкурсе «Влияние музыки на фильм» Гентского международного кинофестиваля во Фландрии.

«Метхао: Это было время, когда…» — работа вьетнамской женщины-режиссера Вьет Линь . фильм был снят в 2002 году по книге «Пагода Дан». Фильм можно отнести к жанру мелодрамы с элементами мистики. Прекрасная актерская работа и необычный сюжет, заставляющий задуматься, элегическое настроение, которое создает этот фильм – несомненные аргументы за то, чтобы его смотреть. Еще одна его ценность в том, что он знакомит зрителя с тем, как жил север Вьетнама в начале прошлого века, с традиционными видами ремесел, уникальным национальным пением «качу» и «тяуван», с некоторыми ритуалами.

би не бойся
Фильм режиссера Фан Данг Зи «Би, не бойся» (2010), имеет необычную историю создания.

Из-за отсутствия финансирования во Вьетнаме, режиссёр (преподаватель Ханойского университета) вынужден был для съемок искать спонсоров во Франции и Германии. Фильм принял участие в десятках кинофестивалей и был удостоен нескольких наград.

Уже после выхода, фильм вызвал критику во вьетнамской диаспоре, а в самом Вьетнаме вышел в прокат лишь в обрезанной цензурой версии. Фильм рассказывает об одиночестве, безразличии близких людей, переменах, поисках родственной души. Аллегория завода по производству льда, рядом с которым в ледяном равнодушии живет семья шестилетнего мальчика Би, выглядит довольно прозрачной. В фильме множество мелких визуальных деталей, через которые режиссер передает атмосферу.

По словам самого режиссера, этот фильм не является типичным для вьетнамского кинематографа, и относится, скорее к авторскому кино. «Би, не бойся» — дебют режиссера в полнометражном кино.

кровавое письмо
В 2012 году на экраны вышел боевик , знаменитого режиссера Виктора Ву. Это не просто боевик, но фильм исторический, в котором действуют исторические личности. И это делает его вдвойне интересным.

В основу сценария положен роман вьетнамского писателя Буй Ань Тана, своего рода исторический детектив по реальным событиям из истории древнего Вьетнама (XV век)- так называемого «Дела в Летивьен».

Сюжет выглядит обычным для картин подобного жанра. На глазах мальчика солдаты убивают всю семью. Когда мальчик подрастает, делом его жизни становится месть. На самом же деле произошло следующее: в 1442 году молодой император Ле Тхай Тонг наведался в то место, где жил отошедший от дел Нгуен Чай (главный советник и близкий друг его отца императора Ле Лоя). С ним была и жена Нгуен Чая по имени Нгуен Тхи Ло. В местечке Летивьен император провёл с ней ночь, а наутро умер по неизвестной причине.

Наследником загадочно умершего молодого императора, дворцовая знать признала одного из его малолетних сыновей по имени Банг Ко, но реально править стала мать Банг Ко по имени Нгуен Тхи Ань. Она обвинила Нгуен Чая и его жену Нгуен Тхи Ло в намеренном убийстве молодого императора. Весь род Нгуен Чая был истреблён жестокой «казнью трижды трёх поколений».
Писатель добавил в эту реальную кровавую историю вымышленного спасшегося внука казнённого Нгуен Чая, который и является главным героем фильма. Мальчик воспитывается в монастыре, а его наставник, конечно же, отлично разбирается в искусстве убивать и передает знания своему подопечному. Боевых искусств и боевых искусников в фильме много. В качестве постановщика боев выступил знаменитый Джонни Нгуен. Эксперты говорят, что «Кровавое письмо» — первый вьетнамский фильм в жанре боевика. И даже только поэтому его стоит посмотреть.Особого внимания заслуживает трилогия режиссёра Чан Ань Хунга («Аромат зеленой папайи», «Сикло» и «Вертикальный луч солнца»). Дебютная картина этого режиссера – «Аромат зеленой папайи» (1993 г.) получила в Каннах премию «Золотая камера». Три фильма не связаны между собой по содержанию, объединяет их настроение. «Аромат зеленой папайи» и «Вертикальный луч солнца» — картины романтические, спокойные, без особой интриги. Но зрителя настолько завораживает плавное течение сюжета, что начав просмотр, оторваться практически невозможно.

В фильме «Пересекая волну» ( 2006 года), режиссера Чан Хама действие происходит в 1975 году. Коммунисты побеждают и бывшего офицера армии Юга, Лонга Нгуена, отправляют в «перевоспитательный лагерь». Его жена, мать и маленький сын на лодке пытаются бежать из страны и начать новую жизнь в Калифорнии. Долгое время Лонг думает, что семья погибла, но однажды получает письмо от родных и совершает отчаянную попытку бежать. Фильм снят на деньги зарубежной вьетнамской диаспоры, поэтому выглядит достаточно объективно. Интересный взгляд на послевоенный Вьетнам и жизнь вьетнамцев-эмигрантов в Калифорнии. 

пересекая волну

Фильм о надежде, борьбе за жизнь собрал более десятка призов на различных кинофестивалях.
Вьетнам активно представляет свои фильмы по всему миру. В 70-80-е годы вьетнамские фильмы и актеры замыкались только на Московский кинофестиваль и при этом несколько раз получали на нем высокие призы. В настоящее время кино Вьетнама принимает участие во многих международных кинофестивалях.

Активно снимаются телефильмы. Вьетнамский киноцентр (VFC) Вьетнамского телевидения (VTV) ежегодно производит примерно 350 фильмов.

В последние годы у вьетнамского зрителя пользуются популярностью западные триллеры. В связи с этим некоторые вьетнамские частные фирмы по производству фильмов решили приступить с съемкам своих отечественных триллеров. В конце 2007 г. на экраны вышли триллеры «Госпожа Мыой», «Тайный дом» и «Пружина несправедливой души».

Первый мультфильм «Наказание для лисы» был снят в 1960 г. Ежегодно во Вьетнаме выпускается более 20-ти мультипликационных фильмов. В 2012 г. на экраны вышел первый вьетнамский 3D мультфильм «История сына Дракона».
Наиболее известные режиссеры и актеры вьетнамского кино: Данг Нят Мин, Нгуена Тхань Ван, Дао Ба Шон, Чан Ан Хунг (Tran An Hung), Фам Ван Кхоа (Pham Van Khoa), Лыу Хуинь, Буй Кыонг.